Неточные совпадения
Но есть другая группа собственников, их — большинство, они живут в непосредственной близости с
народом, они знают, чего стоит превращение бесформенного вещества материи в предметы материальной
культуры, в вещи, я говорю о мелком собственнике глухой нашей провинции, о скромных работниках наших уездных городов, вы знаете, что их у нас — сотни.
—
Народ тихий, наивный, мягкий, как воск, — перечислил он достоинства корейцев, помял мундштук папиросы толстыми и, должно быть, жесткими губами, затем убежденно, вызывающе сказал: — И вовсе не нуждается в европейской
культуре.
— Не назову себя революционеркой, но я человек совершенно убежденный, что классовое государство изжило себя, бессильно и что дальнейшее его существование опасно для
культуры, грозит вырождением
народу, — вы все это знаете. Вы — что же?..
Первые годы жизни Клима совпали с годами отчаянной борьбы за свободу и
культуру тех немногих людей, которые мужественно и беззащитно поставили себя «между молотом и наковальней», между правительством бездарного потомка талантливой немецкой принцессы и безграмотным
народом, отупевшим в рабстве крепостного права.
— Отечество.
Народ.
Культура, слава, — слышал Клим. — Завоевания науки. Армия работников, создающих в борьбе с природой все более легкие условия жизни. Торжество гуманизма.
Наконец мы, более или менее, видели четыре нации, составляющие почти весь крайний восток. С одними имели ежедневные и важные сношения, с другими познакомились поверхностно, у третьих были в гостях, на четвертых мимоходом взглянули. Все четыре
народа принадлежат к одному семейству если не по происхождению, как уверяют некоторые, производя, например, японцев от курильцев, то по воспитанию, этому второму рождению, по
культуре, потом по нравам, обычаям, отчасти языку, вере, одежде и т. д.
Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех
народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и
культур.
Европейские
народы, европейские
культуры вступают в период истощения.
Для других германский
народ оказался носителем антихристианских начал, ложной духовной
культуры, и потому война с ним — священная война.
Все великие
народы, имевшие свою идею и свое призвание в мире, в высоких достижениях своей
культуры приобретали универсальное значение.
Сильный космический ветер колеблет все страны,
народы и
культуры.
Каждый
народ борется за свою
культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки.
Германский
народ на своих духовных вершинах сознает себя не носителем Христова Духа, а носителем высшей и единственной духовной
культуры.
Я думал, что мировая война выведет европейские
народы за пределы Европы, преодолеет замкнутость европейской
культуры и будет способствовать объединению Запада и Востока.
Если мировая война будет еще долго продолжаться, то все
народы Европы со старыми своими
культурами погрузятся во тьму и мрак.
Совершенно не национальной, отвлеченно-человеческой, легко транспортируемой от
народа к
народу является наименее творческая, внешне техническая сторона
культуры.
Другие
народы немец никогда не ощущает братски, как равные перед Богом, с принятием их души, он всегда их ощущает, как беспорядок, хаос, тьму, и только самого себя ощущает немец, как единственный источник порядка, организованности и света,
культуры для этих несчастных
народов.
Величие
народа, его вклад в историю человечества, определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной
культурой.
Религия германизма сознает германский
народ той единственной чистой арийской расой, которая призвана утверждать европейскую духовную
культуру не только усилиями духа, но также кровью и железом.
Мы давно уже говорили о русской национальной
культуре, о национальном сознании, о великом призвании русского
народа.
Много думаю о трагедии русской
культуры, о русских разрывах, которых в такой форме не знали
народы Запада.
Одно время К. Леонтьев верил, что на Востоке, в России, возможны еще
культуры цветущей сложности, но это не связано у него было с верой в великую миссию русского
народа.
Я назвал бы это мессианской чувствительностью, одинаково свойственной людям из
народа и людям высшей
культуры.
Тема о смысле жизни, о спасении человека,
народа и всего человечества от зла и страдания преобладала над темой о творчестве
культуры.
Но русский
народ подстерегают опасности, с одной стороны, обскурантского отрицания
культуры вместо эсхатологической критики ее, а с другой стороны, механической, коллективистической цивилизации.
Культура привилегированного слоя стала возможной благодаря поту и крови, пролитым трудовым
народом.
Как объяснить это долгое отсутствие просвещения в России, у
народа очень одаренного и способного к восприятию высшей
культуры, как объяснить эту культурную отсталость и даже безграмотность, это отсутствие органических связей с великими
культурами прошлого?
Западные влияния, приведшие к замечательной русской
культуре XIX в., не были благоприятны для
народа.
Это была прежде всего тема о долге слоя, воспользовавшегося
культурой, интеллигенции перед
народом.
Великая русская духовная
культура может быть свойственна только огромной стране, огромному
народу.
Русский
народ не был
народом культуры по преимуществу, как
народы Западной Европы, он был более
народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.
— А вот так и нет! История есть у царей, патриархов, у дворян… даже у мещан, если хотите знать. История что подразумевает? Постоянное развитие или падение, смену явлений. А наш
народ, каким был во время Владимира Красного Солнышка, таким и остался по сие время. Та же вера, тот же язык, та же утварь, одежда, сбруя, телега, те же знания и
культура. Какая тут к черту история!
Дикие племена, стоящие вне всякой
культуры, имеют сильно развитые челюсти и крепкие, здоровые зубы; у
народов полуцивилизованных число людей с гнилыми зубами колеблется между 5–25 %, тогда как у
народов высшей
культуры костоедою зубов поражено более 80 %.
И сколько духовного наслаждения вы получите, если будете смотреть на мир божий, на вечно окружающую нас природу — и на море, и на небо — так сказать, вооруженным глазом, понимающим ее явления, и воспринимать впечатления новых стран, совсем иных
культур и
народов, приготовленные предварительным знакомством с историей, с бытом ее обитателей, с ее памятниками…
Не следует думать, что орфизм был только случайною, маленькою заводью у края широкого потока эллинской духовной жизни. Правда, в эпоху расцвета эллинской
культуры он не имел широкого распространения в
народе, — это случилось позже, в века упадка и разложения, перед появлением христианства. Но с орфизмом, — как и с пифагорейством, во многом родственным с орфизмом, — крепкими нитями были связаны лучшие духовные силы послегомеровской Греции, ее величайшие мыслители и художники.
Для жребия
народа и человечества является решающим обстоятельством, чтобы
культура начиналась с надлежащего места, — не с души (что составляло роковое суеверие жрецов и полужрецов): надлежащее место есть тело, жест, диета, физиология, остальное вытекает отсюда…
Смертен не только человек, не только
народы и
культуры смертны, но и все человечество в целом, и весь мир, вся тварь.
[Для психологии
народов и
культур особенное значение имеет Кейзерлинг.
Вся
культура, полученная интеллигенцией, создана на счет
народа, на счет народного труда, и это налагает тяжелую ответственность на приобщенных к этой
культуре.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной
культуры, что был разрыв между культурным слоем и
народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Культура сама по себе не есть оправдание жизни, она куплена слишком дорогой ценой порабощения
народа.
Мир господствующих привилегированных классов, преимущественно дворянства, их
культура, их нравы, их внешний облик, даже их язык, был совершенно чужд народу-крестьянству, воспринимался как мир другой расы, иностранцев.
Правду ищут не в
культуре, не в ее объективных достижениях, а в
народе, в органической стихийной жизни.
Тебетеев раскрыл рот и с косою усмешкой напомнил, что в одной своей брошюре виконт Басс-Рив выделял немцев из семьи
народов, способных на высшую
культуру. Они — те же гунны, и после их временного торжества, когда все просветленные
народы индоевропейского происхождения сплотятся между собой, они будут изгнаны, приперты к морю, куда и ринутся, как стадо свиней евангельской притчи.
Но миссия эта не заключается в создании наиболее общеобязательной и наиболее всемирной
культуры, достойной подражания всеми
народами мира.
Русский душевный строй — самый трудный для творчества
культуры, для исторического пути
народа.
Культура есть вина перед «
народом», уход от «
народа» и забвение «
народа».
Та же идеализация
народа, то же заподазривание
культуры.
Они верили, что русский
народ являет собою высший тип христианской
культуры.
Культурный слой поддерживался царской властью не в меру потребности в
народе на высшую
культуру.